Техническая часть

Маркировка шин: расшифровка обозначений легковых покрышек

нет

Какие покрышки установлены на моём автомобиле? Как правильно прочитать и расшифровать маркировку шин? Этот вопрос возникает у многих автовладельцев, если вдруг появляется необходимость в замене резины.

Разумеется, можно приехать в любой магазин покрышек и просто довериться менеджеру, который сам выяснит типоразмеры покрышек на вашей машине и подберёт им замену. Однако, не стоит забывать, что основная цель любого менеджера – продать, а не выбрать лучший из подходящих вариантов.

Из этой статьи вы узнаете:



Что такое маркировка

Маркировка шины – это буквенно-числовое обозначение, нанесённое на боковину покрышки, в котором заключены все возможные параметры, отражающие характеристику этой покрышки. Начиная от предназначения этой покрышки и заканчивая датой производства и местоположением завода, где эта шина была выпущена.

Большая часть информации, заключённой в маркировке, предназначена для профессионалов и рядовому автовладельцу она не нужна. Ему необходима только та основная часть маркировки, которая отражает главные параметры:

  1. Предназначение
  2. Типоразмер покрышки
  3. Индекс скорости и нагрузки
  4. Информацию о производителе
  5. Год выпуска

Иногда так же бывает важно знать и страну, где находится завод, выпустивший покрышку (у одного производителя может быть несколько заводов в разных странах), так как от этого порой зависит качество изготовления.


Предназначение шин

Шины для легковых автомобилей (и относящихся к ним кроссоверов, паркетников и прочих «гражданских» недорожников) разделяются на несколько видов:

  • Летние шины — покрышки, предназначенные для движения в тёплое время года, когда температура окружающего воздуха составляет от +50 до +5 градусов. Сама конструкция летней покрышки и состав резиновой смеси, из которой она выпускается, рассчитываются на эксплуатацию при плюсовых температурах и в жару, поэтому на ощупь они достаточно жёсткие.
  • Зимние шины – покрышки, предназначенные для движения при минусовых температурах. Их конструкция и состав резиновой смеси на ощупь мягкие, рассчитываются на эксплуатацию при минусовых температурах (от +5 до -50), а так же для движения по снегу и снежной каше (такие шины маркируются значками «M&S» «M+S», пиктограммой снежинки, или снежинки на фоне гор).
  • Всесезонные шины – покрышки, предназначенные для движения при любых температурах (от +50 до -50), обозначаются значками «AS» «All Season» «Any Weather». Стоит оговориться, что покрышки плохо подходят для эксплуатации в России, так как из-за взаимоисключающих требований к всесезонным шинам ни одному производителю таких шин пока ещё не удалось добиться ездовых характеристик, сопоставимых с зимними и летними шинами. Всесезонные покрышки лучше всего эксплуатировать в регионах, где перепады температур сравнительно небольшие, например, в Европе.
  • Внедорожные шины – покрышки, предназначенные для движения по дорогам и без них. Сама конструкция и состав резиновой смеси внедорожных шин подразумевает возможность движения по глубокой грязи. Стоит сказать, что такие шины хоть и могут ездить по глубокому снегу, тем не менее, не являются заменой зимним шинам, потому что их жёсткая резиновая смесь имеет свойство «дубеть» на морозе, что отрицательно сказывается на сцеплении с дорогой.

Размерность шин (типоразмер)

Второе, что нужно знать при подборе покрышек — это их размерность.

Для каждого автомобиля заводом-производителем предусматривается определённая размерность шин, для которых рассчитываются все характеристики машины, включая требования к её безопасности.

Размерность указывается цифрами. Ширина поверхности шины в миллиметрах (которая входит в контакт с дорогой), высота профиля шины (указывается в процентах от ширины), а так же её посадочный диаметр (именно на диски этого диаметра будет смонтирована шина).

Заводом — производителем автомобиля, кроме основной размерности покрышек, так же предусматриваются несколько вариантов её замены. Как правило, допустимая размерность резины увязывается с допустимой размерностью колёсных дисков (чуть больший посадочный диаметр шины соответствует чуть большему допустимому диаметру диска и наоборот).


Индексы скорости и нагрузки

Ещё одним немаловажным параметром покрышки являются её допустимая скорость и допустимый вес, при которых она может эксплуатироваться.

Эти параметры зашифровываются специальными цифровыми и буквенными обозначениями, каждой цифре соответствует допустимая нагрузка, каждой букве — допустимая скорость. Для перевода этих значений предусматриваются специальные таблицы.

Стоит сказать, что большинство современных автомобильных покрышек рассчитываются на эксплуатацию определённым классом автомобилей, для которых предусматривается определённая максимальная скорость и максимальный вес. Однако, в некоторых случаях эти параметры могут не соответствовать возможностям автомобилей (к примеру, при выборе шин для грузовичков и микроавтобусов) поэтому, проверка их соответствия лишней не будет.


Как читать маркировку

Чтобы понять как читается маркировка шины и как выделить из неё основную необходимую автовладельцу информацию, достаточно посмотреть на шину размерностью 195/65 R15:

Самым большим шрифтом на боковине пишется название фирмы-производителя и модель шины (в нашем случае это Michelin Energy).

Следом за названием, чаще всего таким же большим шрифтом, пишется типоразмер шины. В нашем случае размерность 195/65 R15 означает ширину шины 195 мм, высоту шины в 65% от её ширины (что составляет почти 127 мм), и посадочный диаметр шины в дюймах R15 («R» означает конструкцию шины — радиальная, цифра «15» — диаметр в дюймах (дюйм равен 2,54 см, поэтому 15"= 381 мм)).

После типоразмера шины таким же большим шрифтом наносятся индексы скорости и нагрузки шины. В нашем случае индекс нагрузки равен 91 (что соответствует 615 кг), а индекс скорости обозначен буквой «Т» (что соответствует 190 км/ч).

Таблица соответствия индексов нагрузки и скорости:

Стоит сказать, что некоторые производители шин отступают от общепринятых стандартов обозначений и обозначают индекс нагрузки словами MaxLoad (максимальная нагрузка) и указывают две цифры — в килограммах и фунтах.

Тип шины — очень важная информация — обычно в глаза не бросается и указывается сравнительно небольшим шрифтом или пиктограммой, поскольку эта информация предназначается, главным образом, для менеджеров в магазине. В нашем случае «M&S» (Mud + Snow, шины предназначены для снега и слякоти).

Страна выпуска покрышки, как правило, указывается мелким шрифтом и находится ближе всего к посадочному ободу. Год выпуска шины, как правило, указывается там же.


Остальная информация в маркировке

После основной информации в маркировке, которая, как правило, выделяется большим шрифтом, следует остальная информация, которая наносится более мелким шрифтом и представляет интерес, главным образом для профессионалов.

К примеру, конструкция шины — радиальная — может быть обозначена дополнительно словом «Radial» (как в нашем случае, к слову, диагональные шины считаются устаревшими и почти не производятся). Боковина шины может быть усиленной и обозначаться словом «Reinforced». Сама боковина так же может содержать в себе дополнительные усиливающие элементы (указываются как RFC — Run Flat Components), в нашем случае отсутствуют.

Следом идут обозначения внутренней и наружной стороны покрышки для правильной установки шин, если шина имеет ассиметричный рисунок протектора (в нашем случае указано «Outside» — наружная сторона установки). Здесь же обычно указывается направление вращения, если покрышка имеет направленный рисунок. Эта информация важна мастерам в сервисе, которые будут монтировать покрышку на диск.

Далее указывается конструкция шины — камерная или бескамерная. В нашем случае Tubeless — бескамерная. Камерные покрышки уже практически не выпускаются, так как камера увеличивает вес колеса.

Так же может присутствовать множество различной, ничего не говорящей автовладельцу информации, такой как код страны в которой покрышка получила соответствие требованиям европейских стандартов, индексы максимальной температуры и торможения, возможность установки на покрышку шипов и какого типа, ожидаемый пробег в километрах (в процентах от номинальных 100, что соответствует 48 тыс. км.).

Кроме букв и цифр на покрышку наносят различные метки в виде цветных кружков и треугольников, которые обозначают самые жёсткие или самые мягкие места на боковине, а так же самое лёгкое место, которое должно быть совмещено с золотником на диске.

Так же в рекламных целях в маркировке шины может присутствовать обозначение «экологичности» шин, например слова «Green» или «Blue», которое обозначают, что при производстве и утилизации этой шины был и будет нанесён минимально возможный вред окружающей среде.

Для наглядности приведём видео о расшифровке маркировки шины от официального представителя компании Nokian в России, здесь всё просто и понятно:


Американская маркировка

Кроме общепринятой (европейской) маркировки покрышек существует так же и американская система маркировки. Она может быть двух видов.

В первом виде она практически ничем не отличается от европейской, кроме буквенного обозначения, которое ставится перед цифрами. Например, P 195/65 R15 или LT 195/65 R15, что означает «P» — «Passenger» пассажирский автомобиль или «LT» — «Light Truck» лёгкий грузовик, пикап.

Во втором виде американская маркировка полностью отличается от европейской и обозначает внешний диаметр покрышки, её ширину и её посадочный диаметр.

Например, наш случай 195/65 R15 в американской версии будет выглядеть как 19,9×7,6 R15 (19,9 — наружный диаметр покрышки в дюймах, 7,6 — ширина покрышки в дюймах, R15 — радиальная шина с посадочным диаметром 15 дюймов).

 

Добавить комментарий

наверх